Как начать играть в PoE
Эта статья предназначена в первую очередь для игроков, только начинающих знакомиться с Path of Exile, или же для тех, кто никак не может уговорить своего друга попробовать PoE и стартовать вместе в новой лиге. Просто отправьте ему ссылку.
Содержание
Видео
Режимы игры и система лиг
Для начала ответы на несколько фундаментальных вопросов, возникающих перед созданием персонажа:
1. Стоит ли играть в Path of Exile сейчас или лучше подождать вторую часть?
Я однозначно рекомендую играть прямо сейчас. PoE 2 ориентировочно выйдет только в конце 2024 года, и будет содержать в себе достаточно много контента первой части, поэтому не стоит долго раздумывать. Обе игры бесплатны и вы можете начать играть уже через 30 минут, сразу после изучения этого материала.
2. Настолько ли бесплатна Path of Exile? Я слышал, что все равно придется покупать вкладки тайника, а может и что-то еще?
PoE действительно абсолютно бесплатна. Огромное количество моих подписчиков не заплатили ни копейки за годы игры, хотя вы и можете значительно повысить комфорт, приобретя дополнительные тематические секции тайника. Фишка в том, я убежден, что на момент покупки вы настолько полюбите игру, что не будете об этом жалеть ни мгновения. А до тех пор ничего не покупайте. Сначала попробуйте все аспекты. Как следует изучите эндгейм. У вас будет 4 стандартных вкладки сундука, а потом уже можете взять, например, набор новичка под названием “Первая кровь”, и вы получите одну секцию и еще 200 монет для последующих покупок на выбор. Кстати, все ваши покупки будут перенесены в Path of Exile 2.
3. В Path of Exile ведь нет Pay-to-Win механик?
Нет, только косметика, шкурки для экипировки и умений и дополнительные секции тайника. Разработчики очень гордятся тем, что в игре отсутствуют манипулятивные механики по выкачиванию денег. Игру создавали фанаты жанра для фанатов. Удивительный факт, но PoE - это первая игра, в которой я покупал набор поддержки разработчиков ни ради каких-то красивостей, а просто потому что хотел поддержать. Grinding Gear Games одна из немногих студий, искренне общающихся со своими игроками на равных и любящих свою игру также сильно. Что касается самых полезных покупок, то это конечно секции для тайника. Берем их только по скидке. Подробнее об этом можно узнать из моего гайда по тайнику.
4. Я слышал, что в Path of Exile есть какие-то лиги. Как создать персонажа правильно, чтобы не пришлось качать его заново?
Первое и самое главное, что вам стоит узнать - сюжетная кампания в Path of Exile проходится опытными игроками за 5-6 часов. 99,9% всего игрового процесса начинается только после завершения финального 10 акта. Это игра про эндгейм. Его тут больше чем, пожалуй, в любой другой игре. Прокачать персонажа вообще не проблема. Многие игроки за лигу прокачивают их 5-6 и более, чтобы попробовать разные сборки.
Теперь касаемо лиг, или же по другому сезонов. В большинстве случаев лиги длятся 3 месяца и добавляют в игру огромное количество нового контента. Игроки стартуют в свежей экономике в абсолютно равных условиях и покоряют контент, как обычный эндгейм, так и сезонные испытания. В каждой лиге есть список из 40 испытаний, завершая которые вы можете заработать внешки для доспехов, порталы, заплечные украшения и тому подобное. Это абсолютно опциональный аспект игры. Я, например, в большинстве случаев вообще полностью игнорирую испытания и занимаюсь тем, что мне нравится, а именно сборкой новых интересных билдов, убийством сложных боссов и как раз той самой механикой, что была добавлена в лиге.
Path of Exile это не ММО. Вам не нужно здесь постоянно качать одного и того же персонажа и собирать до бесконечности ресурсы в тайнике. В большинстве случаев намного интереснее стартовать с другими игроками вместе, абсолютно новыми персонажами и попробовать новые стратегии фарма эндгейма и новые билды. Таким образом большинству игроков я рекомендую играть именно в лигах, там постоянно выходит новый контент и условных 95% игроков играет именно там, а значит будет более живая торговля.
5. А для кого тогда существует Стандарт?
Я могу порекомендовать играть на Стандарте двум категориям игроков:
- Тем, у кого совсем низкий онлайн. Например, вы можете играть всего пару часов в неделю. Так как лиги длятся 3 месяца, с таким небольшим онлайном возможно вам действительно будет комфортнее играть на Стандарте, понемногу прогрессируя в те редкие моменты, когда удалось высвободить часок-другой.
- Людям с психологией игрока в MMORPG, когда вы сильно привязываетесь к своему единственному персонажу и готовы годами играть одним и тем же умением, одним и тем же билдом. Чаще всего для таких игроков очень важен процесс накопительства богатств. Им тяжело расстаться с нафармленным и они не понимают, как можно обнулить экономику раз в 3 месяца и забрать то, что добывалось с такими усилиями.
Важно! Все ваши персонажи и тайники по завершению лиг переходят на Стандарт, так что если вы играете прям совсем в первый раз, то я точно рекомендую стартовать на лиге, а по ее завершению уже сможете принять решение, стартовать на следующей лиге со всеми или переехать со своим любимым персонажем на Стандарт.
6. Я только начал играть в Path of Exile, создал персонажа, а оказывается совсем скоро стартует лига. Я что, сделал ошибку, придется заново качаться?
Как я уже говорил ранее, сюжетная кампания в Path of Exile - это ничтожная крупица от того контента, что есть в игре. Ничего страшного, если вы начали играть за пару дней до лиги. Вы получили необходимый опыт и вам будет проще начать со всеми в новом дополнении. Новая лига в PoE - это потрясающий опыт. Многие игроки ждут ее как праздник, так что смело создавайте нового персонажа в момент ее выхода. Не пожалеете!
7. При создании персонажа есть какой-то выбор формата: softcore или по-другому обычная лига, hardcore или одна жизнь, какие-то галочки “Соло” и “Безжалостный”, а еще я слышал про какие-то приватные лиги, что это все означает?
Да, режимов игры достаточно много, и это хорошо, давайте со всем разберемся:
- Обычный формат, он же Softcore. Вы можете спокойно умирать, получая только процентный штраф к опыту. Персонаж остается на лиге после смерти. Большинство игроков играют именно в этом режиме.
- Одна жизнь, он же Hardcore. У вас одна жизнь, но в отличие от представителей жанра персонаж не умирает навсегда. После смерти вы можете продолжить им играть, только уже не в лиге Одна жизнь, а просто на Стандарте, где не будет сезонного контента. Хардкор, естественно, рекомендуется только опытным игрокам.
- Соло лига или по-другому SSF. Вы не можете вступать в группы и торговать с другими игроками. Является дополнительной опцией как для Софткора, так и для Хардкора. Режим предназначен для тех, кто привык полагаться только на себя, не любит играть в группе и торговать. Вы сами выбиваете для билда предметы или создаете с помощью крафта.
- Безжалостный - также опциональный мод. В этом режиме выпадает намного меньше предметов и есть ряд других важных изменений, значительно усложняющих жизнь игрока. Рекомендуется исключительно опытным игрокам, желающим проверить себя в самых суровых условиях.
- И, наконец, приватные лиги - это отдельные режимы игры. Каждый игрок в Path of Exile может создать для себя и других собственную лигу со своими правилами, при этом она базируется на текущей актуальной лиге. Что это означает: в приватной лиге будет весь актуальный контент нового дополнения, а также дополнительные условия или модификаторы, чаще всего для организации некоего соревновательного режима.
Я довольно часто провожу собственные приватные лиги и вы можете принять в них участие, даже если вы новичок. Фишкой приватной лиги является то, что вы в любой момент можете перенести своего персонажа и сундук в обычную лигу. Попробовали поиграть в приватку, она закончилась или захотелось просто выйти из нее - нажимаете одну кнопку и персонаж со всем нафармленным уже в актуальной общей лиге. В приватной лиге вы точно также можете торговать и вступать в группы с другими участниками, если это не запрещено правилами, выполнять те же самые испытания актуальной лиги, зарабатывать дополнительные награды и в любой момент перенести персонажа в обычную лигу. Короче, можно пробовать без каких-либо опасений.
Защита и выживаемость
Переходим к игровым механикам и начнем с защиты персонажа и выживаемости. В Path of Exile лучшая защита - это нападение. Наносимый вами урон важен, так как если у вас его мало, то слишком долгие схватки с монстрами повышают риски остаться без необходимых ресурсов, получить много входящего урона и умереть.
Но при этом в игре уделяется огромное внимание и вашей живучести. В PoE при смерти на высоком уровне вы теряете 10% накопленного опыта и не можете повысить левел. Большинство билдов заканчивают свой путь на 92-95 уровне просто по причине того, что время от времени вы будете умирать и терять прогресс. Чтобы этого избежать, нужно поработать над механиками защиты.
Большой запас здоровья и сопротивления к стихиям наши лучшие друзья. Старайтесь на каждом предмете экипировке на этапе прокачки персонажа иметь бонус к размеру здоровья. Чем больше, тем лучше. Сопротивления стихиям крайне важны, поддерживайте их близкими к +75%, и помните, что по завершению 5-го и 10-го актов вы получаете 30% штраф к сопротивлениям, и его нужно будет компенсировать.
Очень важно пользоваться верстаком в вашем убежище. С помощью него можно добавить на предметы как сопротивления, так и здоровье. Некоторые рецепты верстака доступны по умолчанию, часть из них нужно будет открыть в сюжетных актах. Помните, что все неоткрытые рецепты отображаются серым цветом в самом низу списка. Тут вы можете посмотреть в какой локации находится рецепт.
Рекомендую обратить внимание на локации с испытаниями лабиринта и сам лабиринт, там вы найдете более сильные рецепты для крафта сопротивлений на броню.
Также крайне рекомендую в 3 акте купить у Клариссы и использовать камень “Спасение от стихий”.
Это умение резервирует 50% маны, но при этом не только дает вам вплоть до 34% всех стихийных сопротивлений, но и защиту от стихийных состояний, таких как поджог, шок, охлаждение и заморозка. Поверьте, это поднимет вашу выживаемость на новый уровень.
Особенно важно защититься от эффектов контроля. Спасение от стихий даст иммунитет к заморозке. Также важно избегать оглушений, когда монстры своими сильными атаками прерывают ваши анимации. Я настоятельно рекомендую взять пантеон Морского царя по завершению 6-го акта. На первое время это даст минимально необходимую защиту от оглушений. В дальнейшем пантеон можно прокачать и получить иммунитет к заморозке.
Сопротивление хаосу становится важным уже после закрытия сюжетной кампании, когда вы выходите на карты. Это ценная характеристика, иногда встречающаяся на предметах. Старайтесь поддерживать сопротивления хаосу хотя бы выше 0, чтобы оно не было отрицательным. На первых порах не стесняйтесь добирать сопротивления и на дереве пассивных умений, потом всегда можно сделать респек (сбросить дерево пассивных умений с помощью сфер раскаяния).
Скорость и мобильность
Говоря о выживаемости не стоит недооценивать и мобильность персонажа. Скорость передвижения крайне важна. Она не только ускоряет ваш фарм на картах и общий прогресс персонажа, но и позволяет избегать опасных ситуаций и меньше умирать. Вы сможете успеть выбежать из-под опасной атаки босса или быстрее выйти из какой-то лужи.
На обуви старайтесь по возможности иметь ту самую скорость бега. В сюжетных актах прибавка скорости 15-20% будет весьма ощутимой. Обязательно используем на перебежках ртутный флакон.
Первый такой можно получить за квест с судовой аптечкой уже в первом акте. На сюжете спокойно можно даже два таких флакона таскать, заряды для них мы получаем за убийство монстров.
В самом начале игры рекомендую убрать атаку с левой кнопки мыши для того, чтобы персонаж не начал атаковать монстра при случайном клике. Поставьте на ЛКМ просто передвижение или какое-то мгновенное умение защиты, например, стальную кожу. Она будет применяться автоматически при движении.
Обязательно используйте способности передвижения. Они позволят выбраться из опасной ситуации и быстрее передвигаться по локациям. Первые такие способности вы получите уже в 1 акте, это Рывок и Ледяной скачок.
Сразу после того, как войдете в локацию Сырой проход, проверьте ассортимент Нессы.
В дальнейшем по мере развития персонажа полезным будет еще получить Форму призрака. Она позволит проходить сквозь монстров, не застревая в них, что также положительно скажется на живучести. Получить её можно разными способами, хоть и далеко не для всех персонажей. Самый простой источник - это кварцевый флакон.
Камни, гнезда и связи между ними
Умения в игре представлены в виде камней, которые вы можете разместить в гнездах экипировки. Правило номер 1 - неважно в каком предмете размещен камень. Вы можете вставить камень атаки в гнездо в перчатках или шлеме. Все будет работать.
Количество гнезд в предметах разное. Гнезда отличаются по цветам и между ними бывают связи, часто их называют линки. В два связанных гнезда вы можете поместить камень умения и к нему добавить камень поддержки, который усилит его работу. Классический пример - это “Дополнительные снаряды”. Камней в игре огромное количество. Подробнее о том, как они работают я когда-то рассказывал в отдельном видео.
В первом акте вы можете встретить предметы с тремя связями, в третьем начнут попадаться предметы с четырьмя связями, ну а в четвертом и далее с небольшой вероятностью можно встретить предметы с пятью, а очень редко и с 6-ю связями.
Количество гнезд, их цвета и связи между ними можно менять специальной валютой. Подробнее об этом можно узнать в гайде по валюте и базовому крафту.
В сюжетных актах в большинстве случаев вам будет хватать четырехлинка, чтобы его получить гарантированно можно использовать на предмет сферу сплетения. Также не забывайте время от времени проверять ассортимент торговцев. Там изредка даже предметы с 6-ю связанными гнездами встречаются.
Камни получают опыт вместе с персонажем и повышают свой уровень. Чаще всего сила камней чар очень сильно зависит от уровня, а вот для умений атак это не так принципиально. Урон умения в большей степени зависит от используемого оружия. Поэтому если вы играете атаками, не забывайте время от времени менять оружие на более сильное, с большим количеством урона. С ростом уровня персонажа вы будете находить более сильные базы предметов, которые по умолчанию обладают более высокими собственными характеристиками.
Уникальные предметы
Некоторые уникальные предметы в игре обладают уже встроенным в них умением. Запомните, что в таких предметах гнезда связывать не нужно. Все камни поддержки размещенные в дырках будут напрямую влиять на встроенное умение.
Касаемо уникальных вещей, это действительно интересные предметы, обладающие особенностями, позволяющими использовать их либо при прохождении сюжетной кампании, либо при построении билда на высоком уровне.
Важно понимать, что Path of Exile - это та игра, в которой уникальные предметы используются очень точечно. Большинство ваших предметов экипировки будут желтыми редкими, так как это игра во многом про крафт и лучшие предметы здесь создаются игроками. Уники нужно использовать с умом для достижения определенных целей. Я очень часто наблюдаю, как игроки, пришедшие, например, из Diablo начинают экипировать уникальные оранжевые предметы в каждый слот, потому что считают, что они по умолчанию лучше. Это не так.
Внимательно читайте описание характеристик предмета, и делайте правильный выбор. Рекомендую посмотреть серию моих видео под названием “Уникальный опыт” в которых я оцениваю уники, и рассказываю о возможных сценариях их использованиях.
Также в плейлисте “Оценка редких предметов” в общих чертах можно получить информацию, какие характеристики на желтых шмотках стоит искать.
Нет смысла пытаться всё это сразу запомнить. Оно приходит с опытом.
Механики
Очень важно при построении билда также понимать, как работают модификаторы на предметах, какие свойства аддиктивные, какие мультипликативные. В игре есть термин “увеличение урона”, а есть “больше урона”. Увеличение - это аддиктивные прибавки, которые складываются друг с другом в кучку, а “больше урона” - это множители, т.е. мультипликаторы.
Подробную информацию об этом вы можете найти у меня в плейлисте “Механики Path of Exile”, там разобраны самые важные вещи, полезные для понимания игры.
Из свежего могу также рекомендовать видео про мультипликаторы урона от Gary.
Второй фундаментальной вещью в понимании механик является разделение локальных и глобальных свойств на предметах. Большинство новых игроков не разбираются как раз в этом вопросе и допускают серьезные ошибки в подборе экипировки. Максимально подробно я рассмотрел этот вопрос в гайде по базам. Крайне рекомендую к ознакомлению.
Фильтр, настройки и прочее
И в завершение коротко о всяком разном важном. В игре довольно много настроек как графики, так и игрового процесса. Вполне вероятно, что по умолчанию вы будете испытывать проблемы с производительностью. Рекомендую посмотреть мое видео по настройкам игры.
Там же в настройках вы можете адаптировать интерфейс под себя, включить расширенное описание свойств предметов, а также выбрать лут-фильтр. В Path of Exile по умолчанию выпадает просто неприличное количество предметов, большая часть из которых не представляют особой ценности. Для вашего удобства я записал максимально подробный гайд с создателем самого популярного фильтра Неверсинком, обратите на него внимание.
Кроме того в игре хватает различных фишек, значительно упрощающих игровой процесс. Я постарался собрать их в одном месте. Посмотрите видео, которое так и называется, “Фишки о которых вы могли не знать”, там очень много полезного.
Много дополнительной информации вы найдете у меня в плейлистах на канале. Там я стараюсь структурировать записанный ранее материал. Ну а во вкладке трансляции хранятся записи всех стримов за последние 5 лет. При желании вы можете найти там как запуски любой предыдущей лиги, так и игровой процесс за любой из ранее собранных мной билдов.
Ну а мы с вами встретимся уже на новых трансляциях в прямом эфире. Оставляйте вопросы в комментариях, и, конечно, делитесь своими советами. Спасибо за уделенное время, с Вами был Кардифф, пока!